«ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ»
Том LVIII, С. 197
опубликовано: 29 октября 2024г.

«ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ»

[Греч. Δεῦτε προσκυνήσωμεν], в правосл. богослужении традиц. вступление к службам суточного богослужебного круга и ряду др. последований. Состоит из 3-кратного или 4-кратного повторения стиха Пс 94. 6a с вариациями (конкретные текстуальные варианты в ходе исторического развития богослужения немного менялись).

«П. П.» как вступление к псалмам той или иной службы суточного круга возникло в рамках палестинского Часослова и присутствует уже в его древнейшей рукописи Sinait. gr. 863 (см.: Mateos J. Un horologion inédit de St.-Sabas: Le Codex sinaïtique grec 863 (IXe siècle) // Mélanges E. Tisserant. Vat., 1964. Vol. 3. P. 47-77), а также в его груз. переводах (см.: Frøyshov S. R. L'Horologe «Géorgien» du Sinait. iber. 34: Diss. P., 2003. Vol. 1-2), отражающих еще более ранние стадии развития традиции иерусалимского богослужения.

С повсеместным принятием палестинского Часослова в правосл. мире «П. П.» как вступительный элемент распространился на многие богослужебные чины. Так, с «П. П.» начинаются не только вечерня, повечерие (малое; у великого повечерия с «П. П.» начинается каждая из 3 его частей), полунощница, начальное двупсалмие утрени, каждый из часов, но и чины молебнов и панихиды (исторически, впрочем, связанные с суточным кругом богослужения), а также ряд чинов Требника.

В том случае, когда богослужебное собрание как целое открывается тем или иным конкретным последованием, перед «П. П.» читается т. н. общее начало, включающее «Царю небесный…», Трисвятое, «Отче наш» и другие молитвословия («П. П.» нередко осмысляется как составная часть «общего начала»); если же очередное последование в рамках одного и того же богослужебного собрания совершается сразу после какого-то другого, оно начинается прямо с «П. П.».

При чтении «П. П.» в конце каждой строки делается поклон - как правило, поясной. В начале всенощного бдения в рус. традиции «П. П.» не читается, а поется священнослужителями в алтаре (с 4-кратным повтором).

В отличие от др. служб суточного круга изобразительны не начинаются с «П. П.». Нет этого элемента и в тех чинопоследованиях, которые в большей степени сохраняют самостоятельную к-польскую традицию: в чинах крещения, венчания, освящения храма, а главное - Божественной литургии; при этом стих Пс 94. 6a в к-польском чине литургии используется как входный стих, т. е. типологически сходно с «П. П.».

Лит.: Скабалланович. Типикон. 1913. Вып. 2. С. 12-24, 63-64; Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения (῾Η ἀγρυπνία) на Правосл. Востоке и в Рус. Церкви // БТ. 1978. Сб. 18. С. 5-117; Сб. 19. С. 3-69.
Свящ. Михаил Желтов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕФРЕМА СИРИНА МОЛИТВА молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, к-рое читается за седмичными богослужениями Великого поста
  • БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения
  • БОГОСЛУЖЕНИЕ одно из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности
  • БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ежедневное богослужение седмичных дней вне Великого поста
  • «ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН» в наст. время почетное именование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при возношении его имени за богослужением
  • ВЕЛИКИЙ ПОСТ период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи
  • ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней
  • ВЕЧЕРНЯ одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви